Приветствую Вас, Гость

Урок -  игра «Системы счисления»

  

Тема урока: Урок -  игра «Системы счисления»

Предмет: информатика

Класс: 8 класс

Цели урока:

- Обучающие: повторение принципов кодирования  текстовой, числовой, графической и звуковой информации; объяснение принципов представления числовой информации в разных  системах счисления, формирование умений переводить числа из одной системы счисления в  другую.

- Развивающие – формирование познавательных и регулятивных учебных действий.

-  Воспитательные – эстетическое воспитание;

Задачи урока:

– определить основные направления деятельности, задачи каждого этапа урока;

– актуализировать изучаемые вопросы;

– повторить основные понятия, рассмотренные на предыдущих уроках;

– выполнить контроль знаний;

– объяснить закономерности представления чисел в разных системах счисления;

– объяснить алгоритмы перевода чисел из десятичной системы счисления в другие и

обратно;

– провести первичное закрепление изученного материала;

– оценить личностные итоги урока.

Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала

Форма урока: индивидуальная, групповая, фронтальная

Метод урока: деловая игра

Продолжительность урока: 45 минут

Учебник: Информатика и ИКТ. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран; , раздаточный материал: жетончики с двоичными числами, решение заданий «Системы счисления» №1 - 6 , оценочные листы .

Используемые методы и приемы:

– фронтальная работа с тестом на интерактивной доске;

– самостоятельная работа с интерактивной доской (заполнение таблицы зависимости чисел в различных системах счисления, решения примера ОГЭ);

– объяснение с мультимедийной поддержкой;

– самостоятельная работа по решению задач с контролем времени;

– рефлексия.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Слайд 1

Здравствуйте ребята! Тема нашего урока «Системы счисления»

Эпиграф к уроку: «Все есть число» - говорили  пифагорийцы. Как вы думаете, почему я выбрала такой эпиграф к нашему уроку?

Потому что мы изучаем тему «Системы счисления»; мы каждый день имеем дело с разными системами счисления: 60 - система счисления для измерения времени, 24 - количество часов в сутках, 7 - дни недели, 12 - месяцы, 2 - компьютерная система счисления, 10 - арабские цифры и т.д.; потому что нас окружает множество чисел…

 «Все есть число», говорили пифагорийцы, подчеркивая необычайно важную роль чисел в практической деятельности.

Слайд 2

Цель нашего урока следующая: вы должны убедить себя в том, что:

вы можете справиться с нестандартными задачами по теме  “Системы счисления”;

все выучить невозможно, а научиться рассуждать необходимо;

хорошая команда – залог успеха.

А как умеют работать с числами участники сегодняшней игры? Сейчас нам это предстоит узнать.

Цель урока: Сегодня на уроке мы повторим, обобщим и приведем в систему наши знания по теме «Системы счисления», но не в обычной форме, а в форме игры. Ваша задача - показать свои знания и умения по этой теме в ходе выполнения заданий. Прежде чем начать игру, предлагаю вам разбиться 2 команды , судьи - 2 человека, которые проверяют правильность выполнения заданий.

Итак, начнем работу.

Слайд 3

Конкурс №1 “Считай не зевай” (3 мин)

Количество цифр в двоичной системе счисления сложить с количеством бит в одном байте.

Результат умножить на десятичное число, которое в двоичной системе счисления записывается: 1002

К полученному результату прибавить отличную школьную оценку.

Ответ перевести в двоичную систему счисления и представить учителю.

Оценивается правильность и скорость выполнения задания.

                          Верно  - 2 жетона,

                          небольшие погрешности – 1 жетон,

                          грубые ошибки – 0.

Слайд 4

Слайд 5

Конкурс №2
            на сообразительность (5 мин)
            Всего 7 вопросов.

За этот конкурс получаете жетоны по количеству баллов.

Команды займите свои места за компьютерами!

Слайд 6

Продолжи ряд

  1. 1 1 2  3 5 8 13 …
  2. Победа  Обеда  Беда  …
  3. D C L X V …
  4. 1 4 9 16 25 …
  5. I III V VII XI …
  6. 1 2 4 8 16 …

Слайд 7

Возможно ли такое?

Ей было тысяча сто лет, 

Она в сто первый класс ходила,    

В портфеле по сто книг носила –       

Все это правда, а не бред.    

Когда, пыля десятком ног,  

Она шагала по дороге,  

За ней всегда бежал щенок     

С одним хвостом, зато стоногий.  

Она ловила каждый звук  

Своими десятью ушами, 

И десять загорелых рук

Портфель и поводок держали. 

И десять темно-синих глаз  

Рассматривали мир привычно, 

Но станет все совсем обычным,

Когда поймете наш рассказ.

Слайд 8

Ответ: (Девочке 12 лет, она ходила в 5-й класс, у собаки 4 ноги,)

Блиц – опрос Информационные процессы

  • Что такое информация?

Ответ: это сведения, знания, получаемые нами из окружающего мира.

  • Каким образом мы получаем информацию?

Ответ: с помощью органов чувств.

  • Какие типы информации нам известны? В чем их различие?

Ответ: информация может быть дискретной и непрерывной.  

  •  Назовите виды информации?

Ответ: Слуховая, зрительная, обонятельная, осязательная, вкусовая.

  • При каком напряжении работает наш компьютерный класс?

Ответ: 220в

  •  Мышь – это устройство ввода или вывода?

Ответ: ввода.

  • Арабские цифры – это непозиционная или позиционная система счисления?

Ответ: позиционная система счисления.

  •  Тактильная информация принимается – ушами, глазами или кожей?

Ответ: кожей.

  •  Римские буквы – это позиционная или непозиционная система счисления?

Ответ: непозиционная система счисления.

Конкурс капитанов

Попробуйте разгадать ребусы:

Слайд 9

    

Слайд 10     

Ответ: Информатика

Ответ: Графика

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14  

Конкурс 8

За правильный ответ 2 балла. Необходимо решить задачу:

В бумагах одного чудака - математика, найдена его биография. Она начиналась следующими удивительными словами: «Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте - всего 11 лет способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня была уже и маленькая семья из 10 детей». Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка? Восстановите их истинный смысл.

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Домашнее задание Подготовить сообщения о системах счисления 12 –ричная, 20-ричная, 60-ричная, алфавитная СС

Учитель: Пожалуйста, Оцените урок по 5-бальной системе (или свой вклад в результат команды), ответ запишите в двоичной системе счисления на обратной стороне листка с ответами. Оценка урока: (5 - 101, 4 - 100, 3 - 11, 2 - 10). Можно оценки за урок в двоичной системе счисления записать на доске (или в электронных таблицах), после выставления их учащимися подсчитать количество и дать среднюю оценку уроку.

Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие знания по теме «Системы счисления». За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки каждого ученика за работу на уроке).

В конце урока хочу задать вам несколько вопросов. Итак, где же применяются системы счисления в жизни? Что нужно знать, чтобы перевести числа из одной системы счисления в другие?

Рефлексия:

  1. Какое задание было самым интересным?

  2. Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?

  3. С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?

  4. Какие задания вы считаете самыми интересными, и какие задания можете предложить по данной теме?

Учащиеся подсчитывают свои результаты и сравнивают со шкалой баллов.

Оценивают урок по пятибалльной шкале и записывают в двоичной системе счисления.

Учащиеся внимательно слушают преподавателя и отвечают на поставленные вопросы и делятся своими впечатления от прошедшего урока.

Список  литературы

  1. Задачник-практикум в 2т. / Под редакцией Семакина И.Г., Хеннера Е.К. Том 1. – М.: Бином. Лаборатория знаний. 2008.

  2. Яковлева О.В. Создание методических материалов к практическим занятиям по изучению программы Microsoft Excel на основе макрокоманд // Информатика и образование. 2008. №2.

  3. http://informatika.na.by/files/razrabotkiurokovimeropriiatii/scenarii/new1/new1/rfjklsa.htm

  4. http://www.beluys.com/komp/13_2.jpg