Урок - игра «Системы счисления»
Тема урока: Урок - игра «Системы счисления»
Предмет: информатика
Класс: 8 класс
Цели урока:
- Обучающие: повторение принципов кодирования текстовой, числовой, графической и звуковой информации; объяснение принципов представления числовой информации в разных системах счисления, формирование умений переводить числа из одной системы счисления в другую.
- Развивающие – формирование познавательных и регулятивных учебных действий.
- Воспитательные – эстетическое воспитание;
Задачи урока:
– определить основные направления деятельности, задачи каждого этапа урока;
– актуализировать изучаемые вопросы;
– повторить основные понятия, рассмотренные на предыдущих уроках;
– выполнить контроль знаний;
– объяснить закономерности представления чисел в разных системах счисления;
– объяснить алгоритмы перевода чисел из десятичной системы счисления в другие и
обратно;
– провести первичное закрепление изученного материала;
– оценить личностные итоги урока.
Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала
Форма урока: индивидуальная, групповая, фронтальная
Метод урока: деловая игра
Продолжительность урока: 45 минут
Учебник: Информатика и ИКТ. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран; , раздаточный материал: жетончики с двоичными числами, решение заданий «Системы счисления» №1 - 6 , оценочные листы .
Используемые методы и приемы:
– фронтальная работа с тестом на интерактивной доске;
– самостоятельная работа с интерактивной доской (заполнение таблицы зависимости чисел в различных системах счисления, решения примера ОГЭ);
– объяснение с мультимедийной поддержкой;
– самостоятельная работа по решению задач с контролем времени;
– рефлексия.
Ход урока
-
Организационный этап.
Слайд 1
Здравствуйте ребята! Тема нашего урока «Системы счисления»
Эпиграф к уроку: «Все есть число» - говорили пифагорийцы. Как вы думаете, почему я выбрала такой эпиграф к нашему уроку?
Потому что мы изучаем тему «Системы счисления»; мы каждый день имеем дело с разными системами счисления: 60 - система счисления для измерения времени, 24 - количество часов в сутках, 7 - дни недели, 12 - месяцы, 2 - компьютерная система счисления, 10 - арабские цифры и т.д.; потому что нас окружает множество чисел…
«Все есть число», говорили пифагорийцы, подчеркивая необычайно важную роль чисел в практической деятельности.
Слайд 2
Цель нашего урока следующая: вы должны убедить себя в том, что:
вы можете справиться с нестандартными задачами по теме “Системы счисления”;
все выучить невозможно, а научиться рассуждать необходимо;
хорошая команда – залог успеха.
А как умеют работать с числами участники сегодняшней игры? Сейчас нам это предстоит узнать.
Цель урока: Сегодня на уроке мы повторим, обобщим и приведем в систему наши знания по теме «Системы счисления», но не в обычной форме, а в форме игры. Ваша задача - показать свои знания и умения по этой теме в ходе выполнения заданий. Прежде чем начать игру, предлагаю вам разбиться 2 команды , судьи - 2 человека, которые проверяют правильность выполнения заданий.
Итак, начнем работу.
Слайд 3
Конкурс №1 “Считай не зевай” (3 мин)
Количество цифр в двоичной системе счисления сложить с количеством бит в одном байте.
Результат умножить на десятичное число, которое в двоичной системе счисления записывается: 1002
К полученному результату прибавить отличную школьную оценку.
Ответ перевести в двоичную систему счисления и представить учителю.
Оценивается правильность и скорость выполнения задания.
Верно - 2 жетона,
небольшие погрешности – 1 жетон,
грубые ошибки – 0.
Слайд 4
Слайд 5
Конкурс №2
на сообразительность (5 мин)
Всего 7 вопросов.
За этот конкурс получаете жетоны по количеству баллов.
Команды займите свои места за компьютерами!
Слайд 6
Продолжи ряд
- 1 1 2 3 5 8 13 …
- Победа Обеда Беда …
- D C L X V …
- 1 4 9 16 25 …
- I III V VII XI …
- 1 2 4 8 16 …
Слайд 7
Возможно ли такое?
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила –
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
Слайд 8
Ответ: (Девочке 12 лет, она ходила в 5-й класс, у собаки 4 ноги,)
Блиц – опрос Информационные процессы
- Что такое информация?
Ответ: это сведения, знания, получаемые нами из окружающего мира.
- Каким образом мы получаем информацию?
Ответ: с помощью органов чувств.
- Какие типы информации нам известны? В чем их различие?
Ответ: информация может быть дискретной и непрерывной.
- Назовите виды информации?
Ответ: Слуховая, зрительная, обонятельная, осязательная, вкусовая.
- При каком напряжении работает наш компьютерный класс?
Ответ: 220в
- Мышь – это устройство ввода или вывода?
Ответ: ввода.
- Арабские цифры – это непозиционная или позиционная система счисления?
Ответ: позиционная система счисления.
- Тактильная информация принимается – ушами, глазами или кожей?
Ответ: кожей.
- Римские буквы – это позиционная или непозиционная система счисления?
Ответ: непозиционная система счисления.
Конкурс капитанов
Попробуйте разгадать ребусы:
Слайд 9 |
Слайд 10
Ответ: Информатика
Ответ: Графика
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Конкурс 8
За правильный ответ 2 балла. Необходимо решить задачу:
В бумагах одного чудака - математика, найдена его биография. Она начиналась следующими удивительными словами: «Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте - всего 11 лет способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня была уже и маленькая семья из 10 детей». Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка? Восстановите их истинный смысл.
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Домашнее задание Подготовить сообщения о системах счисления 12 –ричная, 20-ричная, 60-ричная, алфавитная СС
Учитель: Пожалуйста, Оцените урок по 5-бальной системе (или свой вклад в результат команды), ответ запишите в двоичной системе счисления на обратной стороне листка с ответами. Оценка урока: (5 - 101, 4 - 100, 3 - 11, 2 - 10). Можно оценки за урок в двоичной системе счисления записать на доске (или в электронных таблицах), после выставления их учащимися подсчитать количество и дать среднюю оценку уроку.
Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие знания по теме «Системы счисления». За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки каждого ученика за работу на уроке).
В конце урока хочу задать вам несколько вопросов. Итак, где же применяются системы счисления в жизни? Что нужно знать, чтобы перевести числа из одной системы счисления в другие?
Рефлексия:
-
Какое задание было самым интересным?
-
Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?
-
С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?
-
Какие задания вы считаете самыми интересными, и какие задания можете предложить по данной теме?
Учащиеся подсчитывают свои результаты и сравнивают со шкалой баллов.
Оценивают урок по пятибалльной шкале и записывают в двоичной системе счисления.
Учащиеся внимательно слушают преподавателя и отвечают на поставленные вопросы и делятся своими впечатления от прошедшего урока.
Список литературы
-
Задачник-практикум в 2т. / Под редакцией Семакина И.Г., Хеннера Е.К. Том 1. – М.: Бином. Лаборатория знаний. 2008.
-
Яковлева О.В. Создание методических материалов к практическим занятиям по изучению программы Microsoft Excel на основе макрокоманд // Информатика и образование. 2008. №2.
-
http://informatika.na.by/files/razrabotkiurokovimeropriiatii/scenarii/new1/new1/rfjklsa.htm
-
http://www.beluys.com/komp/13_2.jpg